Лесков Николай Семенович
Лесков Николай Семенович
1831-1895

Навигация
Биография
Произведения
Краткие содержания
Рефераты
Сочинения
Фотографии


Реклама


Error. Page cannot be displayed. Please contact your service provider for more details. (17)


"Ал.Горелов "Хождение за истиной""
Лесков Николай Семенович - Рефераты - "Ал.Горелов "Хождение за истиной""

решить задачу, которую понял пятилетием
раньше и провозгласил задачей всего искусства эпохи Салтыков-Щедрин: "Новая
русская литература не может существовать иначе как под условием уяснения...
положительных типов русского человека...". Нарастающим интересом к
положительным воплощениям национального характера отмечены для Лескова
70-80-е годы, когда возникает разноликая серия его рассказов о праведниках.
Целый слой людей, незаметно, но постоянно творящих подвиг
человеколюбия, - это и есть те, кем стоит и держится русская земля. Я пошел,
говорил Лесков, "искать праведных, пошел с обетом не успокоиться, доколе не
найду хотя то небольшое число трех праведных, без которых "несть граду
стояния"...".
Первый рассказ серии о "трех праведниках "Однодум" печатается лишь в
1879 году, но фактически праведниками были уже герои некоторых вещей начала
70-х ("Очарованный странник") и даже 60-х годов ("Овцебык"). Таковы
изографы-богомазы "Запечатленного ангела" (1873), желающие, чтобы их
творчество обращало человека к помышлениям о "вышнем проспекте жизненности".
Таковы уездные дворяне-демократы "Захудалого рода" (1873), ставшие "не к
масти" своему сословию и николаевской эпохе. Таков мужик - герой рассказа
"Павлин" (1874), который "являет себя... в борьбе чувств" равным
благороднейшим из героев романа "Что делать?": узнав, что его жена любит
другого, он фиктивно объявляет себя умершим, добиваясь ее венчания с
любимым. Таков "дикарь" - зырянин из рассказа "На краю света" (1875),
оказавшийся носителем высшего гуманизма, коего и не подозревают в нем
"человеколюбы" по должности - миссионеры.
Среди праведников Лескова есть две категории людей. Одни живут
"элементарными" инстинктами сострадания и доброты. Другие ищут и находят
своему трудному пути защиты добр.) некое христиански-философское
обоснование, создавая "катехизисы" практического гуманизма. Лев Толстой
назовет в 90-е годы русского мужика "нашим учителем". Лесковские
праведники - тоже учителя жизни, которых писатель ставит в образец.
Праведник устремляет взгляд внутрь себя и - требовательный прежде всего
к себе - от себя же добивается следования евангельскому нравственному
идеалу, понимаемому писателем как "почвенная" идеология трудового класса, в
исключительных случаях усваиваемая "отщепенцами" класса дворянского. "Дух...
бьет в совесть" таких людей, как слуга Павлин Певунов или квартальный
Александр Рыжов, и они становятся неуступчиво последовательны, неукротимы в
достижении цели. Борясь с носителями порока и виновниками человеческих
несчастий, они готовы преступить даже заповедь "не убий". "За нее... за
жену... за беззащитную... - клянется смиренник Певунов, - во храме господнем
убью" ("Павлин").
Чудаковатость, странность типов праведников, их образа мыслей отражали
запутанность русской жизни, в которой, по словам Энгельса, не приходилось
"удивляться возникновению самых невероятных и причудливых сочетаний идей".
Вполне понятно, почему предъявляя счет окружающему миру, герои облекали свое
протестующее чувство в формы религиозной оппозиции. Таково было обличье
народного, в первую очередь - крестьянского, утопизма, по-своему влиявшего
на философию и литературные жанры Льва Толстого, Достоевского, народников.
Зачастую временем действия праведников Лескова была николаевская эпоха.
Это не меняло объективного звучания произведений. Реакция 80-х годов,
затыкавшая рот российского литератора кляпом цензуры, мало чем отличалась от
последекабристской "глухой поры". Периоды торжества деспотизма незабываемы,
утверждал Лесков. Наиболее жестокие вечно напоминают о себе, повторяясь в
веренице рецидивов, если политические и моральные основания режима остаются
неколебимы. Россия, живущая старыми нормами отношения к человеку, еще не
вырвалась из плена прошлого, и, значит, разговор о прошлом современен. К
николаевской эпохе Лескова влекло и то, что время неравной борьбы человека с
угнетением дало немало трагических борцов, не ставших победителями, однако
сохранивших для будущего человечность в бесчеловечных условиях. Героиня
"Тупейного художника" Любовь Онисимовна заражает рассказчика ненавистью к
рабству и состраданием к людской боли, а это и есть нравственный фундамент
Страницы: 1 2 3 4 5 6

Лесков Николай Семенович - Рефераты - "Ал.Горелов "Хождение за истиной""


Копирование материалов сайта не запрещено. Размещение ссылки при копировании приветствуется. © 2007-2011 Проект "Автор"