Лесков Николай Семенович
Лесков Николай Семенович
1831-1895

Навигация
Биография
Произведения
Краткие содержания
Рефераты
Сочинения
Фотографии


Реклама


Error. Page cannot be displayed. Please contact your service provider for more details. (1)


"Праведен или грешен Иван Флягин?"
Лесков Николай Семенович - Сочинения - "Праведен или грешен Иван Флягин?"

“Очарованный странник” вошел в задуманный уже после его создания цикл о праведниках, создававшийся Лесковым в восьмидесятых годах прошлого века. Идея этого цикла родилась в ходе спора с Писемским, который в своих письмах к автору утверждал, что ни в своей, ни в его душе “не может найти ничего, кроме низости и мерзости”. В ответ на это Лесков вознамерился найти и описать несколько истинно праведных образов русских людей. “Неужели, - писал он, - все то доброе и хорошее, что было подмечено другими писателями, одни выдумки и вздор?”
В русской действительности Лесков нашел множество разнообразных образов праведников: это и Несмертельный Голован, и Левша, и солдат Постников из “Человека на часах”, и многие другие. Разнообразны характеры этих героев, разнообразны условия, в которые ставит их автор, но есть одна черта, которая всех их объединяет: их праведность и самоотвержение - не плоды многолетних философствований о праведной жизни, а неотъемлемая, прирожденная часть их душ. И потому эти качества настолько плотно срослись с их естеством, что ни жизненные трудности, ни внутренние противоречия не способны их заглушить.
Все это верно и для очерка “Очарованный странник”. Но главного героя этого произведения, Ивана Северьяновича Флягина, в отличие, например, от Несмертельного Голована, сложно оценить однозначно: насколько сильно природная праведность влияла на его поступки, был ли праведным сам образ его жизни, весь его жизненный путь?
Многие произведения Лескова имеют второе название, помогающее читателю правильно настроиться на восприятие главной мысли автора. Так, и “Очарованный странник” имеет второе название - “Черноземный Телемах”, указывающее на родство этого произведения с “Одиссеей” Гомера. Подобно тому, как царь Итаки в ходе своих скитаний все глубже проникался любовью к своей отчизне, герой “Очарованного странника” в своих странствиях постоянно развивает лучшие стороны своего характера, приобретает несравненный по своему богатству жизненный опыт, Становясь тем самым “бывалым человеком”. Но в то же время герою удается сохранить изначальное бескорыстие, простодушие, которые столь заметно проявляются в его монастырской жизни. Именно с точки зрения этого постепенного развития лучших душевных черт мы и будем рассматривать путь Ивана Флягина.
На формирование читательского отношения к герою большое влияние оказывает весь ход жизни Ивана Флягина, очень точно отраженный в названии произведения: он - “очарованный странник”, он идет навстречу своей, уже предопределенной судьбе, и все жизненные испытания, как и их исход, тоже предопределены не столько роком, сколько складом характера главного героя: в большинстве случаев он просто не может поступить иначе. Нетрудно заметить, что на всем протяжении сюжета решающее влияние на жизнь героя оказывает фактор предопределенности: исход его жизненного пути предсказан. Он - “обещанный” сын и так или иначе -сразу (добровольно) или по прошествии многих трудных лет и испытаний - должен посвятить свою жизнь Богу, уйти в монастырь. И Флягин принимает приговор-вызов, переданный ему через душу нечаянно убитого им монаха. На слова о том, что ему предстоит перенести множество опасных испытаний, умирать много раз и не погибнуть, он отвечает: “Чудесно, согласен и ожидаю”. То есть герой не пытается становиться в горделивую позу и сопротивляться судьбе, но полностью отдает себя ее воле и внутренне ожидает исполнения предначертанного, хотя это и объясняется его незрелостью. Поэтому в итоге его уход в монахи - не трагическое ломание шпаги об колено (мол, наконец-то я покоряюсь),^каковым бы оно могло быть, например, после возвращения из татарского плена или после смерти Груши, а естественный, плавный переход. На недоуменные вопросы слушателей он отвечает, что от обыденной и тяжелой жизни с ее мелкими проблемами после всего перенесенного “...деться было некуда”. И, действительно, жизнь после всех приключений словно отправила
Флягина в отставку: со своим новым статусом (дворянским званием) он просто не может найти себе место в старой, привычной действительности, а новая — не для него.. Уход в монастырь не вызывает у Ивана Флягина никакого внутреннего протеста, скорее, наоборот, в монастыре он находит долгожданное успокоение и счастье, обретает себя. Монашеская жизнь для него естественна, органична и необходима. Он всецело приемлет ее такой, какая она есть. Даже жизнь в погребе не тяготит его. Эта “последняя пристань”, по его убеждению, для него предназначена. На вопрос о том, почему он не принимает старший постриг, он отвечает: “...Зачем?.. Я своим послушанием очень доволен и живу в спокойствии”. И в этой естественной для него обстановке (а не в испытаниях) проявляется как слабая сторона его простота и доверчивость (забавные приключения со свечами в храме
Страницы: 1 2

Лесков Николай Семенович - Сочинения - "Праведен или грешен Иван Флягин?"


Копирование материалов сайта не запрещено. Размещение ссылки при копировании приветствуется. © 2007-2011 Проект "Автор"